Керамическое панно, методика работы
Керамическое мозаичное панно "Жар-птица", методика работы. Этапы: формовка, поиск цветового решения, огневые пробы, роспись ангобами, обжиг, монтаж.
Подготовка материала, замешивание шамотной массы.
Масса должна была получиться однородной консистенции, достаточно податливой и в тоже время не очень мягкой. Шамот достаточно податливый материал, но при неправильном замешивании может крошиться на этапе формовки.
Формовка
Замешанная шамотная масса раскатывается в пласт толщиной около 1.5 см. Для того, чтобы получить пласты равной толщины, в качестве опоры для раскатывающей трубы использовались деревянные рейки, толщиной 1.5 см. Благодаря таким рейкам можно получить пласт с ровными краями и нужной ширины. Ширину пласта можно задавать, двигая реечки и выравнивая их параллельность. Такие пласты были раскатаны для обрамляющих плиток, что значительно сократило время на их изготовление.
На раскатанный пласт был перенесен рисунок при помощи кальки, способом прокалывания по контуру плиток. Калька откладывается в сторону только после того, как рисунок переведен полностью. Чтобы удостовериться, что все плитки перенесены с кальки, нужно аккуратно приподнимать уголки кальки и смотреть, все ли контуры на месте. Нельзя сразу убирать кальку, если возникнет необходимость перевести «забытую» линию, вернуть кальку точно на место будет уже невозможно. Затем по нанесенным контурам пласт шамота следовало разрезать на плитки, которые постепенно выкладывались согласно эскизу на отдельном столе.
Каждую плитку необходимо было подогнать к соседним, иногда приходилось подрезать края для более точной состыковки. Для того, чтобы замесить нужное количество шамота, вырезать и подогнать все плитки для этого мозаичного панно, потребовалось более 2 недель, при затратах времени 8-9 часов в день. Эта часть работы оказалась самой трудоёмкой. Когда все плитки были готовы и подсушены, а панно полностью выложено на отдельном столе, следовало пронумеровать все плитки так, чтобы не запутаться в дальнейшем.
Для удобного и ясного обозначения панно было разделено на несколько частей, соответственно эскизу: фон, хвост, птица, крыло. Нумерация велась для каждой части панно отдельно. Например, плитки фона были обозначены как ф1, ф2 и т.д. Нумерация производилась на обратной стороне каждой плитки, а также на эскизе, выполненном в натуральную величину. Этот эскиз с обозначениями, лежал на большом столе, а каждая плиточка укладывалась на свое место прямо на эскиз.
При этом обозначение каждой плитки сверялось с нумераций на эскизе. Этот способ сборки оказался оптимально удобным. Форма плиток очень сложная, и без эскиза нельзя понять, в каком месте должна находиться та или иная плитка. Такое решение позволило сэкономить много времени при сборке готового панно.
Поиски цветового решения и огневые пробы
Рассматривалось несколько вариантов декора плиток. Это роспись потечными глазурями, с ангобной подложкой, глазурями в сочетании с расплавленным стеклом, применение рельефа с глазурованием, с целью добиться полутонов.
От варианта с введением рельефа пришлось отказаться, потому как шамот недостаточно пластичный для этого материал, а рельеф задумывался именно для обозначения контуров орнамента, по линиям которого панно делится на плитки. Далее были выполнены огневые пробы с расплавленным стеклом, различными вариантами сочетаний глазурей и способами их нанесения. Например, на обожженный черепок послойно наносились глазури разных цветов: вначале слой бирюзовой глазури, затем он смывался влажной губкой, поверх малиновая глазурь, опять же смывалась, затем золотистая.
Хотелось получить эффект переливающейся разными цветами поверхности.
Роспись фона ангобами
После многочисленных огневых проб был выбран вариант росписи с ангобной подложкой на сближенных тонах, эффектом «кракле» и подчеркиванием линий орнамента черной глазурью. Ангобная подложка наносилась на слегка влажные плитки, чтобы обеспечить большую связываемость с шамотом.
Обжиг
После того, как цветовое решение было определено окончательно, плитки с ангобной подложкой обжигались при температуре 1100 градусов. Затем остывшие плитки снова были выложены на эскиз, каждая на свое место. Таким образом, панно было подготовлено к дальнейшей работе с цветом.
Для выбранного цветового решения потребовался трех- а местами и четырех- кратный обжиг. Вначале был выполнен обжиг ангобной подложки, затем был нанесен рисунок черной глазурью, который обжигался на втором этапе, далее плитки покрывались прозрачной глазурью и снова обжигались.
Последним этапом цветового решения было создание эффекта «кракле».
Прозрачная глазурь дает «цек» мелкие трещины при остывании, которые были способом полива заполнены жидко разведенными с водой глазурями. Для создания эффекта «кракле» были выбраны черный и коричневый цвета.
Монтаж
Монтаж панно был выполнен по следующей технологии:
- - Нанесение рисунка на стену, насечка стены для более надежного крепления плиток;
- - Крепление плиток с помощью адгезивного раствора (плиточный клей);
- - Крепление плиток для обрамления панно;
- - После высыхания плиток (через 12 часов) затирка швов специальным раствором цвета слоновой кости;
- - Нанесение рисунка бронзовой краской для керамики и стекла.